mikhaelis2009 (mikhaelis2009) wrote,
mikhaelis2009
mikhaelis2009

Category:

Шведский пятак



Появившись в России в конце правления Екатерины II, эти монеты более сотни лет оставались загадкой для многих поколений русских нумизматов, и только в начале XX столетия тайна "екатеринбургских" пятаков с королевскими коронами была разгадана. Дело оказалось вот в чём. Воспользовавшись тяжёлым положением России, создавшимся в самый разгар русско-турецкой войны, шведский король Густав III решил напасть на Россию. Вероломно, без объявления войны, в июне 1788 года он начал военные действия. Но война требовала денег. Легкомысленный, заносчивый и вечно страдавший от безденежья Густав, не получив обещанной помощи от своих союзников, Англии и Пруссии, стал изыскивать другие источники. Он приказал чеканить фальшивую русскую монету для раздачи войскам. Предполагалось, что этими деньгами шведы будут рассчитываться с населением завоеванных областей. Чеканить поддельную монету было поручено в 1788 г. монетному двору в Авесте, небольшом городе в средней Швеции. Шведы, готовясь к массовому чекану "российских" пятаков, заготовили большое количество монетных штемпелей. Судя по немногим сохранившимся экземплярам монет, можно насчитать не менее семи их разновидностей: выпускали пятаки с датами трех прошедших годов 1764, 1778, и 1787. Вероятно для того, чтобы затруднить изъятие в России поддельных денег из обращения. Однако, коварный замысел Густава III - ведение войны на "русские" деньги - провалился. Его военные планы были сорваны героическим отпором русской армии. Пятаки остались лежать на складах. Впоследствии, для сохранения в тайне этой некрасивой махинации, основная масса заготовленной в Швеции "русской" монеты была собрана и уничтожена. Отличия в рисунках монет можно объяснить следующим: шведские монетчики не знали или не придавали значения тому, что в Екатеринбурге уже в 1780 г. полностью перешли на чеканку пятаков с новым типом орла, и поэтому часть монет (1764-1778 гг.) оказалась "почти правильными", а остальные (1787) - "неправильными". А "королевские" короны на пятаках, чеканенных в Авесте, появились, вероятнее всего, из-за стремления шведских гравёров по-своему подправить и улучшить то, что им было не ясно на русских оригиналах.

- Даты 1764, 1778, 1787 (1787 бывает без обозначения монетного двора);

- На всех пятаках изображена Королевская корона (пять лепестков, соединённых вместе), а не Императорская (два разделённые полушария) как должно быть;

- Орёл скопирован с пятаков образца 1768-1778 (узкие крылья) независимо от даты на монете;

- Цифра 1 в поддельных пятаках римская I.

Данные монеты достаточно редки. По данным В.В. Узденикова, приведённым в книге "Объём чеканки российских монет 1700-1917", всего было отчеканено приблизительно 2.700 монет. На аукционах фирмы "Монеты и медали" 5 копеек шведской чеканки появлялись лишь дважды и последний раз были проданы за 1500 $. Для сравнения: цены на подлинные пятаки 1780-х годов колеблются в пределах 5 - 60 $


Источник: http://forumcoins.ru/showthread.php?t=5058

За интересный материал спасибо каналу ДЕНЬГИ МИРА ● Нумизматика и Бонистика на Яндекс.Дзене

https://zen.yandex.ru/media/id/5f01ab747fac6e57829a5a2a/shvedskii-piatak-60c605a71e01de49a03c1e7e
Tags: подделки, российская империя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments